Газпром отчитался о судах и санкциях

5 Сентября 2016 Газпром отчитался о судах и санкциях Судебные разбирательства

16 июня 2014 года ПАО «Газпром» обратилось в Арбитражный институт Торговой палаты г. Стокгольма, Швеция, с просьбой об арбитраже с целью взыскания с НАК «Нафтогаз Украины» неоплаченной задолженности за природный газ, поставленный по Контракту № КП от 19 января 2009 года купли-продажи природного газа в 2009-2019 годах (далее – Контракт № КП), и процентов за указанную задолженность. 12 июня 2015 года ПАО «Газпром» представило в арбитраж отзыв на иск НАК «Нафтогаз Украины» и встречное исковое заявление, в котором уточнило общую сумму своих требований до 29 200 млн долл. США. 9 октября 2015 года НАК «Нафтогаз Украины» подал отзыв на иск ПАО «Газпром». 14 марта 2016 года ПАО «Газпром» подало в арбитраж ответ на отзыв НАК «Нафтогаз Украины» и увеличило свои исковые требования до 31 750 млн долл. США.

Одновременно 16 июня 2014 года НАК «Нафтогаз Украины» обратилась в Арбитражный институт Торговой палаты г. Стокгольма, Швеция, с просьбой об арбитраже к ПАО «Газпром» с требованиями о ретроактивном изменении цены на природный газ, возмещении всех переплат, осуществленных с 20 мая 2011 года, и отмене положения Контракта № КП, запрещающего реализацию поставляемого по нему природного газа за пределами Украины. Уточненная сумма требований НАК «Нафтогаз Украины» к ПАО «Газпром» составила свыше 14 230 млн долл. США.

21 июля 2014 года указанные выше дела были консолидированы. Устные слушания по делу запланированы на сентябрь-октябрь 2016 года, вынесение решения арбитрами планируется до конца марта 2017 года.

13 октября 2014 года НАК «Нафтогаз Украины» обратилась в Арбитражный институт Торговой палаты г. Стокгольма, Швеция, с просьбой об арбитраже к ПАО «Газпром» с требованиями:

1) признать, что права и обязанности НАК «Нафтогаз Украины» по Контракту от 19 января 2009 года № ТКГУ (далее – Контракт № ТКГУ) об объемах и условиях транзита природного газа через территорию Украины в 2009-2019 годы подлежат передаче ПАО «Укртрансгаз»;

2) признать, что определенные положения Контракта № ТГКУ, которые будут впоследствии уточнены, являются недействительными и / или недействующими и должны быть дополнены или заменены положениями, которые будут уточнены, в соответствии с энергетическим и антимонопольным законодательством Украины и Европейского Союза (далее – ЕС);

3) обязать ПАО «Газпром» выплатить НАК «Нафтогаз Украины» компенсацию за не предоставленные для транзита объемы газа в сумме 3 200 млн долл. США, а также проценты на эту сумму;

4) признать, что транзитный тариф в Контракте № ТГКУ должен быть изменен таким образом, как будет указано в дальнейших письменных заявлениях НАК «Нафтогаз Украины» в соответствии с основными принципами шведского контрактного права.

28 ноября 2014 года ПАО «Газпром» предоставило ответ на просьбу об арбитраже.

11 декабря 2014 года был сформирован состав арбитров. 28 января 2015 года арбитраж принял решение не консолидировать это дело с делами, указанными выше.

НАК «Нафтогаз Украины» подала исковое заявление 30 апреля 2015 года, значительно увеличив сумму своих требований, по разным расчетам, до 11 000-16 000 млн долл. США. Устные слушания по делу запланированы на конец ноября - начало декабря 2016 года, вынесение решения арбитрами планируется до конца марта 2017 года.

3 октября 2012 года Министерство энергетики Литовской Республики направило в Арбитражный институт при Торговой палате г. Стокгольма, Швеция, просьбу об арбитраже против ПАО «Газпром». Министерство энергетики Литовской Республики заявляет, что ПАО «Газпром» нарушило Акционерный договор АО «Лиетувос Дуйос», не установив справедливые цены на природный газ, поставляемый в Литовскую Республику, и требует компенсировать ему 5 000 млн литовских литов (по курсу на 30 июня 2016 года – 103 119 млн руб.). ПАО «Газпром» не согласилось с требованиями и 9 ноября 2012 года подало в Арбитражный институт при Торговой палате г. Стокгольма, Швеция, ответ на просьбу об арбитраже. Состав арбитров сформирован, слушания по существу дела состоялись с 1 по 9 июля 2015 года. 30 сентября 2015 года стороны представили дополнительные письменные заключения на основе анализа материалов слушаний, в том числе показаний свидетелей и экспертов. 22 июня 2016 года арбитраж вынес окончательное решение, которым отклонил все требования Министерства энергетики Литовской Республики, в том числе о несправедливости цен на природный газ, который ПАО «Газпром» поставляло в Литву в 2006-2015 годах.

В августе 2012 года Европейская комиссия начала формальную стадию расследования о потенциальном нарушении ПАО «Газпром» антимонопольного законодательства ЕС. В апреле 2015 года Европейская комиссия приняла Заявление о возражениях (Statement of Objections) в рамках продолжающегося антимонопольного расследования деятельности

ПАО «Газпром» в ЕС. Срок для предоставления формального ответа на Заявление о возражениях Европейская комиссия продлила до сентября 2015 года. В сентябре 2015 года ПАО «Газпром» направило в адрес Европейской комиссии предложение об урегулировании антимонопольного расследования. В декабре 2015 года состоялись закрытые устные слушания с участием представителей ПАО «Газпром» и Европейской комиссии, в ходе которых ПАО «Газпром» представило аргументы, подтверждающие необоснованность выдвинутых претензий. Устные слушания являются одним из этапов проводимого антимонопольного расследования. В настоящий момент стороны продолжают обсуждение возможности достижения взаимоприемлемого решения.

ПАО «Газпром» считает претензии, предъявленные Европейской комиссией, необоснованными и ожидает разрешения ситуации с учетом договоренности, достигнутой ранее между Правительством Российской Федерации и Европейской комиссией. На данный момент невозможно оценить потенциальное негативное воздействие проводимого расследования на деятельность ПАО «Газпром» в Европе и на финансовое положение ПАО «Газпром» в целом.

16 декабря 2015 года дочерняя организация Группы «Саус Стрим Транспорт Б.В.» получила официальное уведомление от секретариата арбитражного суда Международной торговой палаты о том, что поступила просьба от организации «Сайпем С.п.А.» о проведении арбитражного разбирательства против «Саус Стрим Транспорт Б.В.» в связи с односторонним расторжением «Саус Стрим Транспорт Б.В.» контракта от 14 марта 2014 года на строительство газопровода «Южный поток». В своем заявлении «Сайпем С.п.А.» требует взыскать в качестве вознаграждения за выполненные работы компенсации понесенных расходов и компенсации за расторжение контракта около 760 млн евро плюс проценты (по курсу на 30 июня 2016 года – 54 120 млн руб.).

16 февраля 2016 года «Саус Стрим Транспорт Б.В.» направила отзыв на просьбу «Сайпем С.п.А.» о проведении арбитража, в которой отвергла все предъявленные «Сайпем С.п.А.» требования в полном объеме и заявила о своем намерении подать встречный иск. В отзыве на встречный иск «Саус Стрим Транспорт Б.В.» от 8 апреля 2016 года «Сайпем С.п.А.» заявила об отсутствии оснований для предъявления к ней встречного иска. В настоящий момент арбитражный трибунал сформирован, стороны и трибунал согласовали график арбитражного разбирательства. До 30 сентября 2016 года «Сайпем С.п.А.» должна предоставить полный текст искового заявления со всеми приложениями.

25 января 2016 года Антимонопольный комитет Украины принял решение оштрафовать ПАО «Газпром» на 85 966 млн украинских гривен (по курсу на 30 июня 2016 года – 222 247 млн руб.) за нарушение экономической конкуренции. 12 апреля 2016 года ПАО Газпром» подало в Хозяйственный суд г. Киева иск об оспаривании решения Антимонопольного комитета Украины. 13 апреля 2016 года иск был возвращен без рассмотрения по формальным основаниям. 4 мая 2016 года ПАО Газпром» подало апелляционную жалобу в Киевский апелляционный хозяйственный суд, который решением от 18 мая 2016 года оставил решение суда первой инстанции без изменений. 7 июня 2016 года ПАО «Газпром» подало кассационную жалобу в Высший хозяйственный суд Украины. 13 июля 2016 года Высший хозяйственный суд Украины отказал в удовлетворении жалобы ПАО «Газпром», оставив в силе определение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции. В настоящее время ПАО «Газпром» изучает правовые возможности по дальнейшей защите своих прав.

3 февраля 2016 года Европейская Комиссия в рамках Регламента ЕС № 1/2003 об имплементации правил конкуренции, предусмотренных статьями 101 и 102 Договора о функционировании ЕС, направила в адрес ПАО «Газпром» официальный запрос информации в связи с предполагаемым нарушением ПАО «Газпром» антимонопольного законодательства ЕС в рамках поставок природного газа в Болгарию. Направление запроса не является началом формальной стадии расследования, не означает признания ПАО «Газпром» виновным в нарушении антимонопольного права ЕС и направлено исключительно на сбор соответствующей информации. Предметом запроса является предоставление информации по взаимоотношениям ПАО «Газпром» с оптовыми покупателями газа в Болгарии. Ответ на запрос информации Европейской комиссии был направлен ПАО «Газпром» 7 апреля 2016 года. Условия контрактных взаимоотношений

ПАО «Газпром» с покупателями определяются международно-правовыми обязательствами, коммерческой целесообразностью и условиями рынка.

Группа также выступает одной из сторон в некоторых других судебных разбирательствах, возникших в ходе обычной хозяйственной деятельности, а также подчиняется ряду законодательных актов об охране окружающей среды, издаваемых различными государственными инстанциями и регулирующих использование, хранение и утилизацию некоторых продуктов. По мнению руководства, существующие в настоящее время судебные разбирательства или иски к Группе, не могут оказать какое-либо существенное негативное влияние на деятельность или финансовое положение Группы.

Санкции

В 2014 и 2015 годах ЕС, США и некоторые другие государства ввели ряд санкций против Российской Федерации и некоторых российских юридических лиц. Некоторые из этих санкций направлены напрямую против ПАО «Газпром», ПАО «Газпром нефть» и ряда других организаций, в том числе «Газпромбанк» (Акционерное общество), а некоторые из них предусматривают общие ограничения хозяйственной деятельности в определенных отраслях экономики Российской Федерации.

Санкции, введенные США, запрещают всем физическим лицам-гражданам США и всем юридическим лицам, учрежденным в соответствии с законодательством США (включая иностранные филиалы таких организаций), а также всем лицам на территории США или связанным с территорией США:

1) осуществлять операции, предоставлять финансирование или совершать иным образом сделки, связанные с новыми заимствованиями со сроком погашения более 90 дней или вновь выпущенным акционерным капиталом, имуществом или правами на имущество ряда организаций энергетического сектора, включая ПАО «Газпром нефть»;

2) осуществлять операции, предоставлять финансирование или совершать иным образом сделки, связанные с новыми заимствованиями со сроком погашения более 30 дней или вновь выпущенным акционерным капиталом, имуществом или правами на имущество ряда российских организаций банковского сектора, включая «Газпромбанк» (Акционерное общество) (ПАО «Газпром» не указано в числе лиц, в отношении которого направлено данное ограничение);

3) предоставлять, экспортировать или реэкспортировать, напрямую или не напрямую, товары, услуги (кроме финансовых услуг) или технологии для проектов, которые связаны с потенциальной возможностью разработки и добычи нефти на глубоководных участках и арктическом шельфе, а также в сланцевых пластах на территории Российской Федерации или во внутренних и территориальных водах, которые Российская Федерация считает своими, с участием российских организаций, включая ПАО «Газпром» и ПАО «Газпром нефть». 7 августа 2015 года под данный запрет попало Южно-Киринское месторождение в Охотском море.

Санкции США распространяются на любое лицо, в капитале которого организации, подпадающие под санкции, прямо или косвенно, совместно или по отдельности, владеют 50 % или более процентов долей участия.

ПАО «Газпром» не указано прямо в числе лиц, против которых направлены санкции ЕС, однако, на ПАО «Газпром нефть» и «Газпромбанк» (Акционерное общество), а также на их дочерние организации, в которых им принадлежит более 50 % долей участия, распространяется ряд финансовых ограничений, введенных ЕС.

Санкции, введенные ЕС, запрещают всем гражданам стран-членов ЕС, а также всем юридическим лицам, организациям и органам, учрежденным или созданным согласно законодательству страны - члена ЕС (как на территории ЕС, так и за ее пределами), а также всем юридическим лицам, организациям и органам в связи с любыми видами хозяйственной деятельности, осуществляемой полностью или частично в пределах ЕС:

1) предоставление услуг по бурению, освоению скважин, геофизическому исследованию скважин, эксплуатационному оборудованию скважин; поставку специальных плавучих оснований, необходимых для глубоководной разведки и добычи нефти, и (или) для разведки и добычи нефти на арктическом шельфе и для проектов по добыче сланцевой нефти в России, а также прямое или косвенное финансирование, предоставление финансовой помощи, технических и брокерских услуг применительно к указанным видам деятельности;

2) покупку, продажу, предоставление инвестиционных услуг или оказание содействия в выпуске и других операциях с обращающимися ценными бумагами и инструментами денежного рынка со сроком погашения более 90 дней, выпущенных в период с 1 августа 2014 года по 12 сентября 2014 года или со сроком обращения более 30 дней в случае, если выпуск осуществлен после 12 сентября 2014 года, выпускаемыми некоторыми российскими организациями банковского сектора, включая «Газпромбанк» (Акционерное общество), но не включая ПАО «Газпром»;

3) покупку, продажу, предоставление инвестиционных услуг или оказание содействия в выпуске и других операциях с обращающимися ценными бумагами и инструментами денежного рынка, выпускаемыми некоторыми российскими организациями энергетического сектора, включая ПАО «Газпром нефть», но не включая ПАО «Газпром», после 12 сентября 2014 года и со сроком обращения более 30 дней;

4) предоставлять после 12 сентября 2014 года прямо или косвенно, а также принимать участие в предоставлении каких-либо новых заимствований со сроком погашения более 30 дней в пользу некоторых российских организаций (включая ПАО «Газпром нефть» и «Газпромбанк» (Акционерное общество), но не включая ПАО «Газпром»), за исключением займов или кредитов, предоставляемых непосредственно в целях финансирования незапрещенного импорта и экспорта товаров, а также оказания услуг нефинансового характера между ЕС и Российской Федерацией, что должно быть документально подтверждено, а также займов, непосредственно предоставляемых для резервного финансирования лицам, созданным на территории ЕС, 50 % долей участия в которых принадлежит любому из указанных выше лиц, в целях обеспечения соответствия критериям платежеспособности и ликвидности, что также должно быть документально подтверждено.

Санкции ЕС распространяются на любое лицо, в капитале которого организации, подпадающие под санкции, прямо или косвенно владеют более 50 % долей участия.

Канада и некоторые другие страны также ввели санкции в отношении некоторых российских физических и юридических лиц, в том числе в отношении ПАО «Газпром», ПАО «Газпром нефть» и других нефтегазовых организаций Российской Федерации. Санкции, введенные Канадой, запрещают всем лицам на территории Канады, а также гражданам Канады за пределами Канады осуществлять операции, предоставлять финансирование или совершать иные сделки, связанные с новыми заимствованиями со сроком погашения более 90 дней в отношении ряда организаций энергетического сектора, включая ПАО «Газпром» и ПАО «Газпром нефть». Кроме того, продолжает действовать принятое Канадой ограничение на экспорт, продажу, поставку лицами, находящимися в Канаде и гражданами Канады, находящимися за пределами территории Канады, определенных товаров в Российскую Федерацию или любому лицу в Российской Федерации, если такие товары используются для глубоководной разведки нефти (на глубине более 500 м), для разведки или добычи нефти в Арктике, а также разведки или добычи сланцевой нефти.

В настоящее время Группа проводит оценку того, как принятые экономические меры повлияют на ее финансовое положение и результаты деятельности.

Источник: Консолидированная промежуточная сокращенная финансовая отчетность ПАО "Газпром", подготовленная в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) (не прошедшая аудиторскую проверку) 30 июня 2016


Возврат к списку