В 2012 принят Арбитражный регламент CIETAC

29.03.2012

29.03.2012

Принятый в 2012 г. регламент Китайской международной торговой и экономической арбитражной комиссии (China International Economic and Trade Arbitration Commission – «CIETAC») (далее - Регламент 2012) в последнее время активно обсуждается специалистами по международному арбитражу, но российских публикаций на данную тему мною не найдено.

Между тем, в соответствии с исследованием, проведенном сетью компаний ПрайсвотерхаусКуперс и Колледжем Королевы Марии в 2008 г.,  Китай входит в десятку наиболее популярных мест проведения международных арбитражных разбирательств.

В связи с вышесказанным, представляется важным отметить наиболее существенные изменения, установленные Регламентом 2012 по сравнению с ранее действовавшим документом 2005 г. (далее – Регламент 2005).

1. Место разбирательства. Согласно Регламенту 2005, при отсутствии договоренности сторон только место нахождения Арбитражной комиссии или ее филиалов могло быть местом арбитражного разбирательства. В соответствии со ст. 7 (2) Регламента 2012, в подобных случаях  дополнительно может быть рассмотрено и иное место, выбранное Китайской международной торговой и экономической арбитражной комиссией с учетом обстоятельств дела.

2. Язык разбирательства. По Регламенту 2005, в случае, когда стороны не договорились о языке арбитражного разбирательства, таковым был китайский язык. Согласно ст. 71 (1) Регламента 2012, даже при отсутствии договора языком арбитража может стать иной язык, выбранный Китайской международной торговой и экономической арбитражной комиссией с учетом обстоятельств дела.

 3. Консолидация. Статья 17 (1) Регламента 2012 предусматривает возможность объединять два или более арбитражных процессов в единое производство  по требованию стороны или, если арбитражная комиссия сочтет это необходимым, при согласии всех сторон.

4. Обеспечительные меры. По Регламенту  2005 у арбитражной комиссии не было право применять такие меры для сохранения имущества или доказательств. Арбитражная комиссия должна была передать заявление сторон компетентному суду по месту нахождения  имущества  или доказательств для вынесения постановления. Статья 21(2)  Регламента 2012 устанавливает, что по заявлению стороны арбитражная комиссия может применить обеспечительные меры, которые она сочтет необходимыми в соответствии с применимым правом, и может потребовать от запрашивающей стороны обеспечить соответствующие меры безопасности (гарантии) в  связи с этим.  

5. Упрощенный порядок. По  Регламенту 2005 упрощенный порядок арбитражного разбирательства  применялся при сумме спора не более 500 000 юаней КНР, а также при любой сумме спора при согласии сторон. Согласно ст. 54 (1) Регламента 2012,  названный порог суммы составляет 2 000 000 юаней КНР.

6. Устное слушание. В соответствии с Регламентом 2005, если состав арбитража решал провести устное слушание для разбирательства, то оно проводилось однократно, и лишь в виде исключения могла быть признана необходимость дополнительных слушаний. Регламент 2012 убрал данное ограничение.

7. Отсутствие договоренностей при процессуальном соучастии. Регламент 2005 не имел механизма разрешения ситуаций, когда участвовавшие в деле несколько  ответчиков или истцов не могли договориться о назначении арбитров и председательствующего. Отныне в таком случае право назначения состава арбитров принадлежит Председателю Китайской международной торговой и экономической арбитражной комиссии (ст. 27 (3) Регламента 2012).

Таким образом, основные изменения касаются места и языка арбитража, консолидации арбитражных дел, права арбитражной комиссии применить обеспечительные меры, увеличения порога суммы спора для упрощенного порядка арбитражного разбирательства, снятия ограничений для проведения устных слушаний, права Председателя CIETAC назначать арбитров при отсутствии договоренности сторон.

Автор: Рыбина Ольга, юрист, к.ю.н.

Полная версия статьи


Back to the list