Украина: Правила содействия арбитражам ad hoc по UNCITRAL Rules

24.01.2012

24.01.2012

27 октября 2011 года Президиум Торгово-промышленной палаты Украины утвердил новые «Правила по оказанию содействия Международным коммерческим арбитражным судом при Торгово-промышленной палате Украины арбитражу в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ» (далее - Правила по содействию), позволяющие ему выступать в качестве компетентного органа или оказывать организационное содействие арбитражным разбирательствам в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ. Новые Правила по содействию основаны на Регламенте ЮНСИТРАЛ 2010 года и в общем соответствуют положениям Рекомендаций ЮНСИТРАЛ для оказания арбитражным судам и другим заинтересованным органам помощи в связи с арбитражным разбирательством, проводимым в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ 1982 года, а также аналогичным Правилам по оказанию содействия Международным коммерческим арбитражным судом при Торгово-промышленной палате Российской Федерации арбитражу от 09 декабря 1999 года.

В Правилах по содействию содержится типовая арбитражная оговорка зеркально отражающая аналогичную оговорку, предложенную непосредственно ЮНСИТРАЛ:

"Любой спор, разногласие или требование, возникающие из или касающиеся настоящего договора либо его нарушения, прекращения его действия или его недействительности, подлежат разрешению в арбитраже в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ.

Компетентным органом является Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Украины".

Стороны должны рассмотреть вопрос о том, чтобы добавить к этому:

  • число арбитров (один или три);
  • место арбитражного разбирательства (город и страна);
  • язык арбитражного разбирательства».

Следуя рекомендациям ЮНСИТРАЛ, в Правилах по содействию четко разграничены фунции назначающего органа и иных административных услуг технического и секретарского характера.

Услуги по назначению

Назначение единоличного арбитра или председателя состава арбитражного суда осуществляется в течении 60-ти дней после получения просьбы любой из сторон, если только стороны не договорятся о неприменении этой процедуры, или МКАС по своему усмотрению не признает нецелесообразным ее использование в конкретном случае. Назначение второго арбитра, при необходимости, происходит в течение 30 дней с момента получения просьбы стороны. Во всех ситуациях вместе с просьбой направляются заявление об арбитраже, договор, содержащий арбитражную оговорку, или копия арбитражного соглашения (если оговорка не содержится в самом контракте).

В Правилах по содействию указано лицо, уполномоченное осуществлять назначение арбитра – председатель МКАС при ТППУ, при отсутствии которого, арбитр назначается одним из вице-президентов МКАС при ТППУ.

Отвод и замена арбитров осуществляются аналогичным способом, единственное отличие – данная функция возложена на Президиум, а не на Председателя МКАС при ТППУ.

По сравнению с европейскими институциями сбор за предоставление услуг назначения небольшой и составляет 1000.00 долларов США, независимо от суммы иска.

Административные услуги

Административные услуги, которые предлагаются МКАС при ТППУ включают:

  • направление документов сторонам и арбитрам;
  • содействие составу арбитража в определении даты, времени и места слушания дела и направление заблаговременного уведомления сторонам о слушании;
  • предоставление помещений для слушания дела и совещаний состава арбитража;
  • осуществление машинописных работ;
  • обеспечение услугами переводчика;
  • удостоверение подписей арбитров на арбитражном решении печатью МКАС и подписью его генерального секретаря;
  • получение аванса арбитражных расходов и его дальнейшее перечисление с учетом установленного распределения таких расходов;
  • хранение материалов арбитражного дела;
  • оказание иного содействия, насколько таковое возможно.

Правила по содействию не содержат положений, касающихся фиксации гонораров арбитров или консультивных заключений относительно авансов, что обычно требуется в ad hoc арбитраже, проводимых согласно Правилам ЮНСИТРАЛ. Несмотря на отсутствие прямых положений, данные услуги все же могут оказываться всилу неисчерпывющего перечня услуг («какое-либо иное содействие, являющееся возможным»).

Сборы, взымаемые за административное обеспечение, определяются исходя из суммы иска и его характера, а также объема полномочий, которыми стороны наделяют арбитражный трибунал. В любом случае, размер сборов не должен превышать суммы на административные расходы, установленные Президиумом МКАС при ТППУ для дел, рассматриваемых непосредственно МКАС при ТППУ (доступно на http://www.ucci.org.ua/arb/icac/en/fees.html).

Примечательно, что запрос по назначению арбитров может быть направлен только сторонами, в то время как, при необходимости, запрос по административным услугам может поступать также и от арбитражного трибунала независимо от сторон.

Вывод 

Новые Правила предоставляют МКАС при ТППУ возможность предлагать содействие для проведения ad hoc арбитражей по Регламенту ЮНСИТРАЛ. Это действительно прогрессивный шаг вперед в развитии международного арбитража в Украине, идущий в т.ч. в ногу с предоствленными возможностями по применению обеспечительных мер на стадии признания и приведения в исполнение иностранных арбитражный решений.

Автор: Юлия Черных. Компания Arbitrade


Back to the list