Реформа третейского суда: за и против

15.02.2014 Реформа третейского суда: за и против

В настоящее время в соответствии с поручениями президента Российской Федерации Владимира Путина и правительства РФ рабочей группой Министерства юстиции РФ разрабатывается комплекс мер по развитию третейского судопроизводства. О том, каким предполагается развитие, рассказал директор Центра арбитража и посредничества Константин Девяткин.

– Константин Иванович, что намечается принципиально изменить? Как вы оцениваете эти предложения?

– Сейчас наступил важный момент, который будет определять дальнейшую перспективу развития третейских судов. ТПП РФ наряду с РСПП и другими объединениями предпринимателей активно участвовала в рабочих группах Минэкономразвития и Минюста по совершенствованию третейского судопроизводства. Уже сегодня эта работа будет значительно ускорена в связи с тем, что в своем послании Федеральному Собранию президент Владимир Путин сказал о необходимости серьезного повышения авторитета третейских судов. Он поручил правительству совместно с РСПП и ТПП РФ в короткие сроки разработать и внести в Госдуму законопроект о кардинальном совершенствовании третейского судопроизводства. Такой комплекс мер Минюстом уже подготовлен, и он будет служить базой для разработки законов.

Ряд содержащихся в нем предложений ТПП РФ поддерживает. Но среди них есть и такие, с которыми невозможно согласиться, особенно в области международного коммерческого арбитража.

В краткой форме наши принципиальные предложения состоят в следующем. ТПП РФ считает, что для достижения поставленных целей в области международного коммерческого арбитража необходимо исходить из того, что Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» практически воспроизводит типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже. Он полностью соответствует современным международным стандартам и обеспечивает эффективную деятельность международного коммерческого арбитража. Конечно, в него следует внести изменения с учетом поправок 2006 года в типовой закон ЮНСИТРАЛ.

По нашему мнению, в законе о МКА необходимо обязательно сохранить приложения 1 и 2, определяющие правовой статус Международного коммерческого арбитража (МКАС) и Морской арбитражной комиссии (МАК) при ТПП РФ. Нельзя допустить, чтобы МКАС и МАК, действующие более восьмидесяти лет, утратили свой правовой статус. Их авторитет в мире очень высок. Они признаны отечественными и зарубежными предпринимателями. По сути они являются национальным достоянием страны.

Необходимо, кроме того, сохранить право ТПП РФ, торгово-промышленных палат самостоятельно образовывать постоянно действующие третейские суды, тем более что практика их деятельности себя полностью оправдала.

Особо отметил бы, что предложения по совершенствованию законодательства о третейских судах ТПП РФ были направлены президенту Владимиру Путину. Как известно, в октябре текущего года на его рабочей встрече с президентом ТПП РФ Сергеем Катыриным эти предложения были поддержаны.

Работа по совершенствованию третейского судопроизводства будет продолжаться уже в форме законопроектов.

– Как вы относитесь к предоставлению права судьям, пребывающим в отставке, получить статус третейского арбитра?

– Я полностью поддерживаю это предложение. Участие государственных судей в третейском разбирательстве, безусловно, будет способствовать повышению авторитета третейских судов и качеству принимаемых решений. Судьи прекрасно владеют правоприменительной практикой, знают законодательство и являются профессионалами в области разрешения предпринимательских споров.

– Сможет ли реформа снять загруженность судей?

– Нет сомнений в том, что авторитетные и эффективно работающие постоянно действующие третейские суды способны по своему потенциалу рассматривать гораздо большее количество предпринимательских споров, чем сейчас. Но третейские суды – это добровольные суды, поэтому количество рассмотрения дел в них напрямую зависит от воли самих предпринимателей. Над этими вопросами нужно серьезно работать. Надо на деле показать предпринимателям привлекательность третейского разбирательства и его преимущества по процедуре разбирательства споров.

– Предусматриваются ли поправки, изменения в полномочиях третейских судов?

– Конечно, эти вопросы при подготовке комплекса мер по совершенствованию третейского судопроизводства обсуждались. Несмотря на то, что законы о третейских судах действуют много лет, до сих пор еще существует неясность в определении арбитрабильности споров и, соответственно, компетенции третейских судов по разрешению тех или иных категорий споров. Комплекс мер предусматривает отнесение к ним всех видов гражданско-правовых споров. Исключение составят те, которые в законодательном порядке будут признаны неарбитрабильными. Это полезный шаг вперед в пользу расширения компетенции третейских судов, их поддержки и развития.

– Какие настроения у бизнес-сообщества в связи с мерами по совершенствованию третейского судопроизводства?

– Тема третейского разбирательства всегда интересовала бизнес-сообщество, а особенно в настоящее время. Третейский суд – это суд для предпринимателей. Бизнесу небезразлично, каким должен быть третейский суд. ТПП РФ, РСПП, другие предпринимательские объединения активно и заинтересованно участвуют в обсуждении этих вопросов. Для всех ясно одно, что третейский суд должен быть независимым, беспристрастным и справедливым.

Наталья БарышниковаТПП-Информ


Back to the list