Какой будет база данных арбитров РАА

13.04.2014 Какой будет база данных арбитров РАА

Галина Жукова*

Как известно, выбор арбитров является одним из важнейших решений в ходе арбитражного разбирательства. Недаром современная арбитражная мудрость гласит, что арбитраж хорош лишь настолько, насколько хороши участвующие в разбирательстве арбитры. У каждого практикующего в этой области юриста будут свои советы в отношении выбора наиболее подходящего арбитра для того или иного дела. Со своей стороны, арбитражные институты также подходят по-разному к этому вопросу, хоть и сходятся на том, что изначальные критерии всегда одинаковы – независимость и беспристрастность арбитра от участвующих в деле сторон.

Данная статья рассматривает подход  Арбитражной Ассоциации («Арбитражная Ассоциация» или «РАА»)[1] к выбору арбитров.

I. Об Арбитражной Ассоциации и Комитете РАА по номинированию арбитров

Арбитражная Ассоциация была создана весной 2013 года в Москве, и ее членами являются юридические фирмы, практикующие юристы и представители научного сообщества, чья деятельность связана с альтернативным разрешением споров. Основными целями Ассоциации являются «содействие в развитии третейских судов и международного коммерческого арбитража в России и странах СНГ, популяризация России как места арбитража, продвижение российских арбитров на национальном и международном уровне, а также повышение уровня компетентности российских юристов в вопросах альтернативного разрешения споров».[2]

Одной из функций РАА является содействие сторонам в формировании состава арбитража. Так, согласно проекту Положения РАА «О порядке администрирования арбитражных разбирательств»[3] («Положение»), предусматривается, что РАА будет оказывать содействие в формировании состава арбитражного суда в случаях:

1) назначения арбитра за сторону (стороны);

2) назначения единоличного арбитра или председателя состава арбитражного суда в случае, когда стороны не смогли договориться о соответствующей кандидатуре;

3) назначения всего состава арбитражного суда при многостороннем арбитраже, если стороны не смогли договориться о составе арбитражного суда или порядке его формирования;

4) назначения арбитра в случае удовлетворения отвода или замены арбитра; или

5) в иных случаях, предусмотренных соглашением сторон.

Функции РАА по оказанию содействия сторонам в формировании состава арбитражного суда осуществляет Комитет по номинированию арбитров РАА («Комитет» или «КНА»). Комитет, в составе семи специалистов,[4] был избран на общем собрании членов Ассоциации 20 июня 2013 года. Помимо содействия в формировании состава арбитража, КНА утверждает кандидатуры для включения в базу данных арбитров РАА (см. ниже).

II. Порядок формирования состава арбитража

РАА осуществляет функцию по формированию состава арбитража в следующих ситуациях:

1) когда стороны согласились, что РАА администрирует арбитражное разбирательство;

2) когда РАА осуществляет функции Компетентного органа в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ, [5] который, как правило, используется в арбитражных процессах ad hoc; и

3) когда стороны согласились, что РАА осуществляет функции Компетентного органа по назначению арбитров.[6]

Предполагается, что назначения будут производиться на основе просьб о назначении, поданных стороной/сторонами. При назначении арбитра, РАА должна учитывать следующие обстоятельства:[7]

1) характер спора;

2) требования к арбитрам, указанные в соглашении сторон;

3) по возможности, дополнительные требования сторон/ы к квалификации арбитра;

4) гражданство арбитров.

Как правило, лица, предлагаемые РАА в качестве потенциальных единоличных арбитров или председателей состава арбитражного суда, не должны являться гражданами тех государств, к которым принадлежат стороны, за исключением случаев, когда:

1) все стороны спора являются субъектами одного государства;

2) размер всех заявленных имущественных требований не превышает 
USD 1 000 000 (или соответствующего эквивалента этой суммы в иной валюте);

3) стороны арбитражного разбирательства договорились об ином.

Назначение со-арбитра производится в течение 15 дней, в то время как процедура назначения единоличного арбитра или председателя состава арбитражного суда, осуществляется в течение 30 дней (включая фазу консультации со сторонами в отношении кандидатур потенциальных арбитров).[8]

Стоимость услуги РАА по назначению арбитра (не включая стоимости услуг по администрированию дела) составит порядка 3 000 долларов США.[9]

III. База арбитров

Какие же арбитры будут рассматривать споры согласно Положению РАА «О порядке администрирования арбитражных разбирательств» РАА или кого Комитет РАА по номинированию арбитров будет назначать в качестве арбитров по заявлению сторон/ы?

РАА разработала онлайн базу данных арбитров[10] для поиска возможных кандидатур. Доступ пользователей к сведениям, содержащимся в базе данных арбитров, будет открытым и бесплатным. В свою очередь, цена включения в базу данных сроком на три года составит USD 200. При этом, для организаций и фирм – членов РАА, включение одного кандидата в базу данных арбитров является бесплатным. Такое же правило действует и в отношении физических лиц – членов РАА, которые вправе войти в базу данных арбитров бесплатно, при условии, что их кандидатуры отвечают всем установленным требованиям. Важно отметить, что включение в базу данных арбитров не гарантирует арбитру назначение.

Список арбитров, включенных в онлайн базу данных, подготовлен исключительно для удобства поиска потенциального арбитра с тем, чтобы сторона могла выбрать кандидата с наиболее подходящим набором знаний и качеств сообразно параметрам конкретного спора. Важно отметить, что список не является обязывающим для сторон или Комитета. Другими словами, в случае рассмотрения спора согласно Положению РАА «О порядке администрирования арбитражных разбирательств», стороны не будут ограничены в своем выборе только арбитрами из списка, содержащегося в открытой базе данных арбитров РАА. Аналогично, РАА не будет ограничена данным списком при назначении арбитров согласно Положению или же в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ. В этом отношении РАА следует традициям ведущих мировых арбитражных центров.

База данных арбитров позволит всем заинтересованным лицам – сторонам спора, их представителям, а также судьям государственных судов – в случаях, когда назначение арбитра будет происходить при содействии судов – производить поиск кандидатов по ряду критериев, таких как, например, гражданство, место жительства, знание языков, области специализации, юрисдикции, или опыт в области арбитража и опыт работы в качестве судьи государственного суда. Поэтому важно, чтобы кандидат заполнил все графы в анкете.

Наполнение базы данных происходит согласно принятому Правлением РАА в марте 2014 года «Порядку включения в базу данных арбитров». Заинтересованные специалисты должны заполнить на сайте РАА форму резюме (CV) и приложить фотографию. Комитет по номинированию может попросить кандидата предоставить два рекомендательных письма от лиц, которые являются признанными специалистами в области арбитража.

Решение о включении в базу данных арбитров находится в компетенции Комитета по номинированию, который принимает решения на основе поданных документов. Если Комитет сочтет это необходимым, он вправе запросить у кандидата дополнительные документы в подтверждение той или иной информации.

Обязательными критериями для включения в базу данных арбитров являются:

1) наличие высшего профессионального образования. Хотя подавляющее большинство арбитров в наши дни и являются практикующими юристами, наличие юридического образования не выдвигается как обязательное условие для включения в базу данных арбитров;

2) наличие опыта работы не менее пяти лет. Это условие, с одной стороны, направлено на предотвращение ситуаций, когда споры рассматриваются лицами, которые только начинают свой трудовой путь. С другой стороны, предполагается, что молодые специалисты могут быть вполне квалифицированы для рассмотрения «простых» коммерческих споров на незначительные суммы;

3) наличие опыта работы в области арбитража. Как уже подчеркивалось выше, список арбитров, включенных в базу данных арбитров РАА, служит лишь для целей наглядности и не ограничивает стороны при выборе арбитров. Таким образом, сторона может назначить в качестве арбитра даже абсолютного новичка, если сочтет это целесообразным в конкретных условиях. В то же самое время, наличие опыта работы в области арбитража – будь то в качестве арбитра (единоличного арбитра, со-арбитра или председателя состава арбитражного суда), представителя стороны, административного секретаря или в каком-то ином качестве – с точки зрения Арбитражной ассоциации представляется разумным условием для назначения;

4) отсутствие судимости и/или факта возбуждения уголовного дела на момент подачи заявки на включение в базу данных; и

5) отсутствие фактов прекращения полномочий арбитра по компрометирующим основаниям.

Кроме того, при рассмотрении заявки на включение в базу данных арбитров, Комитет по номинированию может принять во внимание успешное прохождение кандидатом курса по арбитражу, будь то специализированная магистерская программа (например, LLM in Comparative and International Dispute Resolution, предлагаемая Queen Mary University of London, или LL.M. in International Arbitration Law, предлагаемая Стокгольмским университетом), в рамках курса по альтернативным способам разрешения споров государственного или зарубежного ВУЗа, профессиональной организации, программы обучения РАА и/или сдачи квалификационного экзамена РАА по арбитражу.[12]

Членство в Арбитражной Ассоциации не является обязательным условием для включения в базу данных арбитров, равно как и само по себе не дает никаких преимуществ при рассмотрении вопроса о включении в базу арбитров.

Ассоциация сохраняет за собой право исключить профиль арбитра из базы данных, если на то имеются уважительные причины. Неуплата взноса за включение в базу данных арбитров является одной из таких причин. Арбитр может быть исключен также на основании компрометирующих обстоятельств, ставших известными членам Комитета по номинированию арбитров. Так, например, Комитет по номинированию может рассмотреть вопрос об исключении арбитра из базы данных в случае наличия судимости арбитра. Другим примером возможного основания для исключения арбитра из базы данных может быть лишение его/ее членства в профессиональной организации, как, например, адвокатской коллегии или Королевского института арбитров (Chartered Institute of Arbitrators, или CIArb) в результате нарушения таким лицом норм кодекса профессиональной этики соответствующей организации.

В этой связи необходимо подчеркнуть, что РАА планирует ввести практику оценки работы арбитров, когда в конце разбирательства Ассоциация запрашивает мнение сторон/их представителей о качестве работы арбитров и секретариата Ассоциации. Подобное уже практикуется, например, в Суде ICC. Если качество работы арбитра оценено очень низко, и очевиден факт ненадлежащего поведения арбитра в рамках арбитражного разбирательства, это может явиться основанием для исключения арбитра из базы данных.

Работа над наполнением базы данных уже началась. По замыслу Ассоциации в базу данных предполагается включить самый широкий спектр специалистов: от «маститых» арбитров, с богатым опытом рассмотрения международных споров, до арбитров, специализирующихся на рассмотрении исключительно внутрироссийских споров. Все заинтересованные во включении в базу могут ознакомиться со всеми условиями на интернет странице Ассоциации www.arbitrations.ru.



* Д.ю.н., адвокат парижского офиса юридической White & Case LLP, член Латвийской Адвокатуры и Парижской Коллегии Адвокатов, ранее - Советник Секретариата Суда ICC (Париж), Доцент Рижской Высшей школы права, Председатель Комитета РАА по номинированию арбитров.

Данная статья отражает лишь точку зрения автора, и не связывает ею представляемые организации.

[1] Официальное название организации - «Ассоциация участников по содействию в развитии третейского разбирательства». См. http://www.arbitrations.ru.

[3] Положение «О порядке администрирования арбитражных разбирательств», проект на 23 января 2014 года.

[5] Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ (пересмотрен в 2010 году) См. http://www.uncitral.org/pdf/russian/texts/arbitration/arb-rules-revised/arb-rules-revised-r.pdf, в особенности, ст. 6 Регламента.

[6] См. Положение «О порядке администрирования арбитражных разбирательств», проект на 23 января 2014 года, 
ст. 1.1.

[7] См. Положение «О порядке администрирования арбитражных разбирательств», проект на 23 января 2014 года, 
ст. 2.3, 2.4 и 2.8.

[8] См. Положение «О порядке администрирования арбитражных разбирательств», проект на 23 января 2014 года, 
ст. 2.9 и 2.10.

[9] См. Положение «О порядке администрирования арбитражных разбирательств», проект на 23 января 2014 года, 
ст. 8.2.

[11] Более подробная информация вскоре появится на сайте http://www.arbitrations.ru.


Back to the list