Реформа третейского законодательства

26.06.2014 Реформа третейского законодательства

19 июня 2014 г. в рамках одной из сессий IV Петербургского Международного Юридического Форума (ПМЮФ) состоялось обсуждение реформы третейского законодательства в России, в частности проектов федеральных законов о третейских судах и международном коммерческом арбитраже, разработанных Министерством юстиции РФ по поручению Президента РФ и Правительства РФ.

В дискуссии приняли участие: Е.А. Борисенко, заместитель Министра юстиции РФ; А.А. Горленко, адвокат, партнер Адвокатского бюро «Резник, Гагарин и Партнеры»; В.С. Лисин, Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей; В.В. Хвалей, Вице-президент Международного арбитражного Суда ICC, партнер Baker & McKenzie; В.В. Чубаров, Вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ.

Открывая дискуссию, Е.А. Борисенко отметила актуальность темы, которая, по ее мнению, обусловлена заинтересованностью общества и государства в целом в развитии альтернативных способов разрешения споров, поскольку, с одной стороны, это обеспечивает более благоприятный инвестиционный и бизнес климат, и, с другой стороны, при эффективной организации существенно снижает нагрузку на судебную систему и повышает эффективность всех возможностей по разрешению конфликта.

В продолжение В.С. Лисин обозначил основные цели, которые преследовали разработчики реформы, среди которых были и представителей российского бизнес-сообщества. Так, среди прочего реформа направлена на системное уменьшение количества третейских судов при улучшении их качества, обеспечение независимости третейского разбирательства и оперативного рассмотрения споров, а также увеличение доверия государственных судов к третейскому разбирательству.

В.В. Чубаров в своем выступлении обратился к представителям третейского сообщества, обеспокоенным дальнейшей судьбой третейских судов. В частности, он посоветовал им обратиться к нормам законопроекта о межведомственном экспертном совете при Министерстве юстиции РФ, который будет выдавать разрешения на создание третейских судов — ими предусмотрена необходимость участия представителей общественности при доле государственных служащих не более 50%. При этом, В.В. Чубаров от лица ТПП РФ гарантировал беспристрастное рассмотрение представленных документов и отметил, что данная норма в любом случае будет носить временный характер.

Кроме того, В.В. Чубаров обратил внимание аудитории на законопроект в части налоговых вопросов, в соответствии с которым администрирование третейского разбирательства признается услугой, но при этом третейский институт освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость, а также на положение законопроекта о снятии ограничения на участие судей в отставке в третейском разбирательстве в качестве арбитров, что, по его мнению, позволит значительно повысить качество третейского разбирательства.

В завершение своего выступления В.В. Чубаров отметил, что в отличие от государственных судов третейские суды живут по принципу «если мы сегодня не поработаем, то завтра к нам не придут».

В продолжение дискуссии А.А. Горленко подробно осветил историю реформы и структуру предлагаемых изменений законодательства, а также пояснил, каким образом данные изменения помогут решить накопившиеся проблемы. В частности, проект закона заполняет проблемы регулирования внутреннего третейского разбирательства; указывает на суды, которые компетентны осуществлять контроль за третейским разбирательством и оказывать ему поддержку; появились важные нормы о возможности обращения третейскими судами в государственный суд за поддержкой при получении доказательств; ограничена ответственность арбитров и третейских институтов.

В свою очередь, В.В. Хвалей детально проанализировал причины возникновения проблем, с которыми пришлось столкнуться институту третейского разбирательства в России, и сравнил его с зарубежными аналогами, в основе успеха которых лежат три основных фактора.

Так, первым фактором является национальное законодательство: в основных про-арбитражных юрисдикциях принят закон о третейском разбирательстве, который по своим принципа соответствует Типовому закону ЮНСИТРАЛ, но не является его буквальным воспроизведением. В свою очередь в большинстве стран третьего мира Типовой закон ЮНСИТРАЛ воспроизведен буквально, однако эти страны не стали центрами арбитража. Таким образом, хорошего закона явно недостаточно для того, чтобы государство сделало третейское разбирательство привлекательным для бизнеса.

Второй важный элемент — эффективная судебная система. В частности, В.В. Хвалей считает, что необходимо рассмотреть возможность формирования специализированных составов и проведения обучения судей для повышения уровня их квалификации в сфере третейского разбирательство, а также сосредоточения судебного контроля за исполнением иностранных арбитражных решений в одном суде, что позволит сделать правоприменительную практику более последовательной и предсказуемой.

Третьим элементом стабильности института третейского разбирательства выступает юридическая общественность, говоря о которой, В.В. Хвалей отметил недостаточно высокий уровень профессиональной ответственности юристов и адвокатов в России и указал на то, что в настоящее время усилия Арбитражной Ассоциаций сосредоточены на формировании среды, в которой «неэтичное поведение в третейском разбирательстве отвергалось бы юридическим сообществом».

Кроме того, В.В. Хвалей сообщил о том, что иностранные арбитражные институты уже на данном этапе сообщили о том, что они не будут выполнять требование проекта Закона о третейских судах об обязательной регистрации иностранных арбитражных институтов, и в связи с этим намереваются избегать Россию как место арбитражного разбирательства. «Ставя перед собой цель деофшоризации споров и возвращения их в Россию, положение о регистрации иностранных арбитражных институтов достигает прямо противоположного эффекта — споры будут убегать из России». Для решения этой проблемы В.В. Хвалей предложил Министерству юстиции РФ составить список наиболее авторитетных арбитражных институтов, не требующих регистрации. Е.А. Борисенко данное предложение поддержала и отметила, что уже в текущей версии законопроекта регистрация таких институтов не предусмотрена — им достаточно представить определенные документы и заявить о своем желании работать на территории России.

Завершая дискуссию, В.В. Хвалей подчеркнул, что реформа третейского законодательства привела к созданию уникального диалога между бизнесом, властью и юридической общественностью. «Когда мы разговариваем, мы вместе придем к правильному результату — все мы хотим одного, чтобы третейское разбирательство стало механизмом разрешения споров, которому бы доверял бизнес».

Видео-запись сессии «Реформа третейского законодательства в России» доступна на сайте ПМЮФ - http://www.spblegalforum.ru


Back to the list