Механизм, присущий правовому государству

12 Мая 2014
На проведенной Арбитражной Ассоциацией международной конференции «Будущее арбитража в России» была продолжена тема, которой посвятил круглый стол Комитет СФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества (см. АГ № 9 (170)).

Участники конференции получили возможность ознакомиться с подробными комментариями экспертов РАА к пакету законопроектов в сфере третейского судопроизводства. Этот документ содержит развернутый анализ таких вопросов, как арбитрабельность споров, действительность и форма арбитражного соглашения, электронный документооборот, взаимодействие третейских институтов с государственными судами, порядок создания и деятельности постоянно действующих арбитражных учреждений, порядок назначения и деятельности арбитров, процедура третейского разбирательства, терминология.

Выступивший перед участниками конференции директор Департамента экономического законодательства Министерства юстиции РФ Михаил Гальперин поблагодарил РАА за конструктивный анализ предложений Минюста и рассказал о задачах реформирования сферы третейского разбирательства. Он напомнил, что цель реформирования была поставлена Президентом РФ в Посланиях 2012 и 2013 гг. и вначале подготовкой предложений занималось Министерство экономического развития РФ. Но затем пришло понимание, что к третейскому разбирательству нельзя подходить только с точки зрении экономики и рынка, поскольку это в первую очередь действенный механизм разрешения споров, присущий правовому государству, а третейские суды и арбитражные учреждения – важные институты гражданского общества. 

Михаил Гальперин перечислил основные проблемы, которые с участием экспертов выявил Минюст России в сфере третейского судопроизводства: – наличие «карманных» постоянно действующих арбитражных институтов, которые прямо позиционируют себя как аффилированные с крупным или средним бизнесом; – отсутствие единых органов содействия и контроля для внутреннего третейского разбирательства и международного коммерческого арбитража (и как следствие – коллизии между судами общей юрисдикции и арбитражными судами в отношении компетенции в сфере содействия и контроля); – отсутствие единых правил третейского разбирательства и единых требований к арбитрам; – отсутствие реальных механизмов ответственности в сфере арбитражного разбирательства и большое количество злоупотреблений, связанных с деятельностью третейских судов (использование их при совершении экономических преступлений, рейдерских захватов и т.п.). «Когда мы хотели разобраться, сколько арбитражных институтов зарегистрировано в нашей стране, то пришли к выводу, что точно установить их число невозможно. Только постоянно действующих – несколько тысяч. Сравнивая эти данные с количеством третейских учреждений в развитых странах, мы можем сказать, что 80–90 % из тех, которые действуют у нас, используются для осуществления незаконных схем», – сказал директор Департамента Минюста. В связи с этим он особо отметил значение предлагаемого законопроектом «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» Межведомственного экспертного совета при Минюсте, на основании решений которого министерство будет выдавать разрешения на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения. Предложение создать такой совет поступило от крупных объединений предпринимателей, поставивших перед властями вопрос о необходимости реформы. В этом органе «должно быть меньшинство чиновников, а большинство – от юридического сообщества», – сказал Михаил Гальперин. 

Предметное обсуждение основных положений, содержащихся в пакете законопроектов, состоялось в рамках сессии «Реформа законодательства о третейских судах – улучшение качества третейского разбирательства», модераторами которой выступили заместитель председателя Правления РАА Илья Никифоров и генеральный секретарь РАА Роман Зыков. Так, Алексей Ядыкин («Debevoise & Plimpton») прокомментировал предлагаемые изменения процессуального законодательства, связанного с третейским разбирательством, Андрей Горленко («Гагарин, Резник и партнеры») – регулирование деятельности арбитражных (третейских) институтов. Председатель Правления РАА Владимир Хвалей представил собравшимся Кодекс лучшей практики арбитражного разбирательства РАА. 

Влияние арбитражных институций оказывают очень велико, поскольку они утверждают регламент, назначают арбитров, разрешают их отводы, оказывают административную поддержку при осуществлении арбитражного разбирательства. В связи с этим необходимо, чтобы их деятельность следовала определенным стандартам. Содержащиеся в кодексе стандарты сгруппированы в шесть разделов и в том числе предусматривают, что арбитражная институция должна разместить в публичном доступе регламент, информацию о размере третейского сбора, учредителях, органах, осуществляющих назначение арбитров, критериях назначения арбитров, источниках финансирования ее деятельности и хранить копии всех документов в течение минимум трех лет. 

Своими взглядами на вопросы третейского разбирательства поделились представители ведущих арбитражных учреждений – генеральный секретарь Арбитражного института торговой палаты г. Стокгольма Аннет Магнуссон, управляющий советник суда ICC Кристиан Албанесси, юридический советник Постоянного третейского суда в Гааге Евгения Горячева, генеральный секретарь VIAC Майнфред Хайдер, регистратор LCIA Сара Ланкастер, председатель МКАС при ТПП РФ Андрей Костин, а также коллеги из Германии, Украины, Латвии, Швейцарии, в частности вице-президент Арбитражного суда Швейцарской арбитражной палаты Франк Спуренберг. 

Конференция «Будущее арбитража в России» явилась наиболее масштабным из проведенных РАА на сегодняшний день мероприятий. Состоявшееся в ее ходе обсуждение будет способствовать совершенствованию правового регулирования вопросов, связанных с третейским разбирательством.


Возврат к списку